Волонтёрский закон об идиотской деятельности… или наоборот?
На протяжении последних лет десяти в государственных умах украинских депутатов различных созывов периодически возникало смутное беспокойство. Некая сфера деятельности украинцев всё время оставалась вне сферы законодательного регулирования. В самом деле: волонтёрское движение в Украине существовало и с каждым годом всё ширилось – а вот закона соответствующего не было. Непорядок!
Поэтому народные избранники время от времени вносили законопроекты, ставящие своей целью нормализовать эту самую волонтёрскую деятельность – то есть, собственно говоря, нормализовать ДОСУГ украинцев! Потому что быть волонтёром, помогать тем, кому нужна помощь – это не что иное, как форма проведения свободного времени. У каждого человека свои способы отдыхать. Кто-то пьёт пиво с солёной рыбкой, кто-то ходит в театр, кто-то посещает стариков в доме престарелых и меняет им памперсы, кто-то развлекается с девочками… Важно понимать, что с точки зрения государства все эти занятия должны быть РАВНОЦЕННЫ: это интимное пространство человека, то, что позволяет ему плодотворно и с удовольствием провести свой досуг.
Так что каждый очередной законопроект при попытке его обсуждения натыкался на ехидное предложение разработать и принять закон об игре в шахматы, о просмотре кинофильмов и так далее. Припоминалась также известная инструкция «Как правильно переводить бабушку через дорогу». Родился даже совершенно замечательный пародийный законопроект «Про ідіотський рух». Составлен он был очень просто – путём замены одного-единственного слова в очередном НЕПАРОДИЙНОМ законопроекте. Многие полагали, что в результате таковой замены текст получился гораздо более осмысленным, логичным и последовательным, нежели оригинал.
Тем не менее, идея снова и снова вырастала на пустом месте, подобно голове Лернейской гидры. Законопроекты всякий раз немного отличались друг от друга – в диапазоне от «ограничимся общими словами» до «усложним всё до невозможности». Первая крайность вызывала пожимание плечами и напоминания о советской классике: повестях Гайдара «Тимур и его команда» и «Клятва Тимура». Во второй из них летняя мальчишеская игра была организована и направлена в русло; на чердаке была повешена табличка «Штаб», и т. д?– со всеми вытекающими последствиями…
Вторая же крайность заставляла задуматься: для какой цели планируется такое усложнение ввести. В народе бытовало мнение (находящее, заметим, подтверждение в формулировках законопроектов): кого-то весьма раздражает то, что большие суммы, собираемые на лечение больным детям, тратятся… на помощь больным детям. Ну куда это годится?!.. А всё потому, что занимается волонтёрством кто только хочет. Так что вполне логичным казалось решение: вытеснить из сферы благотворительности «стихийный элемент» и поставить туда «правильных людей». У которых, заметим, у самих есть дети – не менее каких-то больных заморышей нуждающиеся в помощи: например, в покупке новой яхты или ночного клуба…
И вот весной этого года Верховная Рада проголосовала, а Президент подписал очередной законопроект, который с 19 апреля 2011 года стал Законом Украины «Про волонтерську діяльність».
Теперь уже – шутки в сторону. Закон – дело серьёзное. Поэтому давайте посмотрим, что именно он устанавливает и к чему может привести. А также, если получится, попытаемся понять, зачем он всё же был принят.
Прежде всего, вчитаемся в дефиниции:
Статья 1, часть 1, пункт 1: «Волонтерська діяльність – добровільна, безкорислива, соціально спрямована, неприбуткова діяльність, що здійснюється волонтерами та волонтерськими організаціями шляхом надання волонтерської допомоги».
Статья 1, часть 1, пункт 2: «Волонтерська допомога – роботи та послуги, що безоплатно виконуються і надаються волонтерами та волонтерськими організаціями».
Статья 5, часть 1: «Волонтерська організація – юридична особа, яка здійснює свою діяльність без мети одержання прибутку і отримала статус волонтерської згідно з вимогами цього Закону».
Статья 7, часть 1, пункт 1: «Волонтер – фізична особа, яка досягла вісімнадцятирічного віку і здійснює волонтерську діяльність на добровільній та безоплатній основі».
Первое, что приходит на ум после прочтения данных определений – легендарные сепульки с планеты Энтеропия. Перекрестная логика способна вызвать немалое потрясение у человека неподготовленного: волонтёрская деятельность – это деятельность волонтеров и волонтёрских организаций по оказанию волонтёрской помощи; волонтёрская помощь – это помощь, оказываемая волонтёрами и волонтёрскими организациями; волонтёр – это человек, осуществляющий волонтёрскую деятельность; а волонтёрская организация – это организация, имеющая статус волонтёрской!!! Если вы чего-то не поняли, перечитайте этот период ещё раз пять-шесть, до наступления просветления. Впрочем, оно не наступит: что представляет собой волонтёрская деятельность как таковая, мы из данного законодательного документа так и не выясним. (Что, на самом деле, и к лучшему, как покажет дальнейший анализ этого чудо-закона). Часть 3 статьи 1, в которой перечислены возможные направления волонтёрской деятельности, нам тоже мало чем поможет, потому что завершается она дежурным пассажем: «надання волонтерської допомоги за іншими напрямами, не забороненими законодавством». Итак, волонтёрская деятельность – это деятельность волонтёрская по всем направлениям, которые только не запрещены. Очень содержательно.
Впрочем, внимательный взгляд всё же позволяет выделить в этих определениях некоторые немаловажные детали.
Во-первых, волонтёрская деятельность – это частный вид бескорыстной деятельности (запомним это).
Во-вторых, волонтёром теперь можно быть только с 18 лет. Так что упомянутому выше Тимуру ничего не светит. Сегодня он со своими добрыми делами окажется в Украине нарушителем закона, как осуществляющий деятельность, на которую не имеет права по возрасту.
И это не шутки. В украинской волонтёрской благотворительной деятельности существует тенденция (одна из многих) «Дети помогают детям». Теперь же помогать детям будут (как видимо и планировалось) исключительно взрослые и правильные дяди… ну, об этом уже речь шла выше.
(Заметим в скобках, что данная норма статьи 7, части 1, пункта 1 противоречит уже следующему пункту той же части той же статьи, согласно которому волонтёром можно быть с 16 лет «за письмовою згодою одного з батьків (усиновлювачів) або піклувальника» (!!!). Ага, и в шахматы играть, и книжки читать тоже скоро можно будет лишь с 16 лет – и лишь по предъявлению письменного согласия…
Читаем дальше часть 1 статьи 1. Обнаруживаем, что в ней всё же немножко очерчиваются границы волонтёрской деятельности: уточняется, подвидом какой деятельности она является, а также какая деятельность не является волонтёрской:
Статья 1, часть 1, пункт 3: «Волонтерська діяльність є формою благодійництва».
Статья 1, часть 1, пункт 4: «Безоплатне виконання робіт або надання послуг особами, що має одноразовий характер або здійснюється на основі сімейних, дружніх чи сусідських відносин, не є волонтерською діяльністю».
Последняя формулировка может показаться нелепой: какой смысл особо оговаривать, что соседская помощь не есть волонтёрская?.. Но на самом деле, смысл в этом есть. Как мы увидим дальше, гражданин Украины, желающий быть волонтёром, то есть оказывать безвозмездную помощь другим людям, отныне не имеет право делать это самостоятельно и так, как сам сочтёт нужным – а лишь в составе организации, имеющей статус «волонтёрской». Именно поэтому понадобилось оговорить те случаи помощи дружеской, семейной и соседской. Оставив в этих сферах свободу помогать самостоятельно, государство по умолчанию закрепляет за собой право запрещать самостоятельную помощь во всех иных случаях. Так что всё ясно и просто.
Статья 2, часть 1 обнадёживает нас: данный закон – это только начало, число законодательных актов регламентирующих волонтёрскую деятельность, будет расти и шириться. Надзирать же за этой деятельностью, возглавлять и направлять её будут Кабинет Министров Украины (статья 3, часть 2) и вновь создаваемый «центральний орган виконавчої влади у сфері волонтерської діяльності» (статья 3, часть 3) – эдакий «Главволонтёртрест». В полномочия этого треста, в частности, входит присвоение организациям волонтёрского статуса и размещение на своём сайте информации о волонтёрских организациях.
Что это означает? Что сайт «Центрального органа» станет официальной базой данных о волонтёрских организациях Украины. Но войдут туда только те, кого данный орган зарегистрирует.
Сегодня в Украине присутствует значительное число гражданских объединений, занимающихся благотворительной помощью, которые вообще не имеют и не собираются получать статуса юридического лица. Им это не нужно. В их числе – Всеукраинская Ассоциация помощи онкобольным детям «Жити завтра», действующая во всех регионах страны, группы, возникшие из виртуального общения единомышленников в социальных сетях, на интернет-форумах и т. д. Всем этим людям не нужен статус волонтёра: они прекрасно без него обходятся. И это нормально: получение статуса на право проводить своё свободное время по собственному усмотрению большинству людей покажется дикостью! Но отныне бескорыстная благотворительная деятельность всех этих добровольных благотоврителей выведена за рамки понятия «волонтёрская деятельность».
Любому меценату отныне на его вопрос: «Какие есть в нашей/вашей стране волонтёрские организации?» – покажут утверждённый список, в котором не будет никого «лишнего». А те, кто годами тратит свои силы и время на реальное волонтёрство, окажется под подозрением как самозванцы…
Итак, термин «волонтёрская деятельность» получил уточнение: это такая деятельность, которая осуществляется только после регистрации.
Заметим мимоходом, что центральный орган также утверждает «методичні рекомендації з підготовки волонтерів» (!) и «примірний зразок посвідчення волонтера» (!!!).
Естественно, что ходить строем поодиночке невозможно: следовать методическим рекомендациям волонтёры могут только в качестве членов волонтёрских организаций. Как уже было сказано, быть волонтёром в одиночку, согласно новому закону, невозможно:
«Волонтери надають волонтерську допомогу на підставі договору про провадження волонтерської діяльності, укладеного з волонтерською організацією» (статья 7, часть 1, пункт 2).
Во всех предыдущих законопроектах, насколько я помню, всё же предусматривалось, что волонтёр осуществляет свою деятельность «самостоятельно или в составе организации». Но теперь ни о какой самостоятельности речь не идёт. Человек, который опекал того или иного ребёнка в больнице или детском доме, навещал его, искал для него лекарства и всё необходимое, и называл себя его волонтёром, теперь оказывается «никем, и имя его никак». Потому что термин «волонтёр», «волонтёрский» запрещается употреблять, если тебе не присвоен (Центрволонтёртрестом) соответствующий статус:
«Юридичній особі, якій в установленому цим Законом порядку не надано статус волонтерської організації, забороняється будь-яке використання слів «волонтерська організація» у своєму найменуванні та діяльності» (статья 6, часть 4).
Более того: отныне волонтёрская помощь физическим лицам может осуществляться ТОЛЬКО на основе ПИСЬМЕННОГО ДОГОВОРА между «волонтёрской организацией» и «получателем волонтёрских услуг»! Об этом говорит статья 8, часть 1, пункт 1 нового закона. Оказание помощи без заключения договора согласно пункту 3, может производиться исключительно организациям – «якщо така діяльність здійснюється за напрямами, що не передбачають надання допомоги конкретним особам».
Пункт 4 статьи 7 устанавливает права волонтёров. Из него мы узнаём, что, оказывается, волонтёрская деятельность становится теперь отнюдь не бескорыстной (вопреки утверждению статьи 1). Так, волонтёр имеет право на «зарахування часу здійснення волонтерської діяльності до навчально-виробничої практики», на «відшкодування витрат, пов’язаних з наданням волонтерської допомоги» (причём статья 11 содержит весьма солидный перечень затрат, подлежащих обязательному возмещению).
Воля ваша, можно, наверное, обосновать, насколько такие льготы правильны и нужны, чтобы привлечь к благотворительности как можно больше людей – прежде всего, молодёжи. Но с моей точки зрения в этом случае мы имеем дело уже НЕ С БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ, НЕ С ВОЛОНТЁРСТВОМ в общеупотребительном значении этого слова. Благотворительность – это то, что я делаю, не получая от этого выгоды. Никакой. Кроме, разве что, морального самоудовлетворения. Мои финансовые затраты на благотворительность – это тоже часть творимого мной блага.
Возникает и такой вопрос. Согласно части 2 статьи 11, «відшкодування витрат… здійснюється за рахунок коштів волонтерських організацій». Откуда данные организации возьмут средства на это возмещение? Откуда они возьмут деньги, чтобы застраховать волонтёров (таковая обязанность на них теперь тоже возложена – статья 9, часть 3)? Правильно: из благотворительных взносов, которые поступили на счёт организации: статья 12, часть 2 прямо это оговаривает. Вместо того чтобы послужить кому-то помощью, часть средств теперь в обязательном порядке должна обслуживать «бескорыстие» волонтёров.
И наконец, в самом конце закона мы неожиданно обнаруживаем объяснение, ПОЧЕМУ ДАННЫЙ ЗАКОН БЫЛ ПРИНЯТ – И ПОЧЕМУ ИМЕННО СЕЙЧАС.
Объяснение это находится в разделе III, казалось бы, наименее информативном – «ПРИКІНЦЕВІ ПОЛОЖЕННЯ». Читайте и наслаждайтесь:
«2. Внести зміни до таких законів України:
…4) пункт 1 розділу II «Прикінцеві положення» Закону України «Про організацію та проведення фінальної частини чемпіонату Європи 2012 року з футболу в Україні» доповнити абзацом другим такого змісту:
«Установити, що на період дії цього Закону юридична особа, уповноважена УЄФА на здійснення організаційних заходів та проведення чемпіонату, користується правами та обов’язками волонтерської організації, передбаченими Законом України «Про волонтерську діяльність»…»
Вот, судя по всему, ради чего весь огород городился. Возможность перераспределить огромные средства, вкладываемые спонсорами в Евро-2012, породила закон перекрывающий всем посторонним доступ к этой кормушке – и одновременно мимоходом гробящий украинское волонтёрское движение.
Какие можно дать рекомендации на основе всего этого?
1. Стратегическая рекомендация. После смены власти этот нелепый закон должен быть отменён.
2. Тактическая рекомендация. Всем, кто занимается благотворительной деятельностью в свои часы досуга (как ею и надлежит заниматься) – не нужно бояться. Понятие «волонтёр» оказалось замкнутым само на себя?.. Очень хорошо. Пусть таким и остаётся. Как мы видели, новый закон устанавливает (статья 1, часть 1, пункт 3), что волонтёрская деятельность – это ТОЛЬКО ОДНА ИЗ форм благотворительной деятельности. Поэтому откажемся от слова «волонтёр» в пользу зарегистрированных официальных «волонтёров», которым всё будет компенсироваться и засчитываться. Не будем произносить его по отношению к себе (напоминаю: законом это запрещено, если у вас нет статуса). Мы – больше не волонтёры. Мы – добровольцы, добрые самаряне, помогальщики… Смиримся с тем, что часть спонсоров окажется потеряна для нуждающихся людей потому что их помощь будет переключена на официозные «волонтёрские организации» с дальнейшим её перераспределением и «возмещением» затрат собственным бескорыстным членам на договоре.
Будем создавать в Украине добровольческое движение – на смену волонтёрскому.